Татьяна Гагарина

Не рвётся связь времён...

Особенности деревянного домостроения

Владельцы загородных деревянных домов хотя бы часть жизни могут провести в единении с природой — благодаря уникальным свойствам дерева. При разработке архитектурного облика строений использование традиций русского деревянного зодчества кажется вполне закономерным. Многовековой опыт русских плотников в наши дни становится все более востребованным.

Возвращаясь к истокам

Не будет преувеличением сказать, перефразируя слова поэта, что русская культура строительства из дерева — это наше все. Сейчас исконно русским можно с уверенностью назвать немногое. Но в этот ограниченный круг национальных ценностей по праву входит древнерусская деревянная архитектура, которая развивалась, не подвергаясь древнескандинавскому, германскому, греческому и т.п. влияниям, что убедительно доказывают результаты многочисленных археологических исследований. Зодчие- плотники создали самобытную художественно-образную систему архитектурных форм, разработали собственные эффективные конструктивные приемы, тем самым определив на несколько веков развитие отечественной строительной культуры. Бревенчатый дом на Краснобогатырской улице (Москва) Фрагмент дома крестьянина Ершова (Кострома)

Казалось, сама природа подарила нашим предкам исключительный по своим свойствам, легко обрабатываемый и доступный строительный материал, ведь лесами была покрыта почти вся территория Древней Руси. Для строительства деревянных домов в древности, как и в наши дни, использовалась, в основном, древесина хвойных пород (сосны, лиственницы, ели), обладающая неоценимыми качествами — прочностью, прямизной стволов, отсутствием дупел и минимальным количеством сучков, смолистостью и, следовательно, стойкостью к загниванию. Особенно ценилась тонкослойная (до 16 слоев на 1 см) "кондовая" сосна, произрастающая на сухих песчаных почвах, а также лиственница. Из этих пород рубили нижние венцы срубов, так как срубы ставились на землю без фундаментов. Иногда под углы домов и середину стен в землю врывались обрезки толстых бревен, так называемые "стулья", или укладывались валуны. Брусовый одноэтажный дом с необычным архитектурно-планировочным решением (фирма 'Вишера')

Из дерева возводились постройки различного назначения — от храмов и дворцов до ветряных мельниц и амбаров. Причем в качестве инструмента практически использовался лишь топор. Появившаяся в XIV—XVII веках поперечная пила почти не применялась, так как было замечено, что она разрушает волокна древесины, вследствие чего торцы бревен начинают втягивать воду. Топор же при перерубке ствола уплотняет волокна.

Для строительства в основном выбирались бревна диаметром 25—40 см и лишь в очень редких случаях 60—80 см (при возведении храмов, например, Успенской церкви в Кондопоге). Длина бревен достигала 5—10 м, а иногда и более 12—16 м. Русские плотники, как правило, не сращивали бревна, предпочитая стыковать срубы. Там, где нельзя было применить бревна, использовались брус, пластины (бревна, расщепленные пополам) и тес, который получали с помощью клиньев и тесла — особого топора для тесания.

'Погодинская изба', построенная в 1856 году для профессора Московского университета М. П. Погодина архитектором Н. В. Никитиным Дом с мансардой, построенный из клееного бруса компанией НЛК Заготавливали древесину, как правило, зимой, когда она меньше подвержена усушке, короблению и загниванию. Более того, срубленные деревья складывали в штабеля и оставляли на два года: при высыхании происходит усушка дерева и, как следствие, возникают трещины. Практика показала, что при хранении древесины на открытом воздухе в течение минимум двух лет, когда произойдет несколько циклов набухания и усушки, дальнейшее изменение ее размеров незначительно. К тому же в таком лесоматериале образуется меньше трещин. Если требовалось возвести здание в кратчайшие сроки, то для стен применялись бревна свежесрубленных деревьев. Они легче обрабатываются и меньше деформируются при естественной сушке в собранном виде, чем срубленные, но не выдержанные должное время в штабелях.

Дом из оцилиндрованного бревна с мансардой и просторной верандой напоминает постройки XIX века (фирма 'ВИСУ ТАЛО') Простейшей конструктивной формой являлся прямоугольный сруб (четверик). Каждый ряд из четырех горизонтально уложенных и притесанных бревен составлял венец. Для плотного прилегания венцов в бревнах выбирался продольный паз. В процессе рубки и сборки пазы прокладывались мхом ("мшились"), а через несколько месяцев после завершения строительства конопатились паклей. В углах бревна соединялись с помощью врубок. В отапливаемых постройках, как правило, применялась врубка с остатком (в обло). Врубка без остатка (в лапу) использовалась реже, как менее теплоустойчивая.

Дом Овшевнева из деревни Овшевнево в Заонежье. Внушительных размеров постройка включает жилые помещения и хозяйственную часть Хоромы дьячего двора в Олонце (XVII век) Длина бревен определяла размеры дома. Для увеличения площади стены здания вместо четверика рубились шестериком, восьмериком и даже десятериком. Однако большая площадь жилых строений, как правило, достигалась прирубкой дополнительных срубов. Размеры и количество необходимых для строительства бревен рассчитывались заранее, точно определялись площади всех помещений. Подобная проектная работа выполнялась благодаря методам пропорционирования, базировавшимся на русской системе мер. Все горизонтальные и вертикальные размеры были взаимосвязаны и основаны на соотношениях простой и косой саженей. Плотники во время строительства постоянно соотносили будущее здание с размерами человека, благо русские меры длины были приспособлены для этого.

Дом Елизарова из деревни Середка в Заонежье, возведенный в XIX веке. Такой тип постройки с несимметричной крышей получил название 'кошель' Знаменитой 'корабельной резью' (глухой резьбой) славились дома Поволжья. Дом А.Д.Есина в деревне Мякотино Горьковской области Богатые посадские хоромы представляли собой большие трехэтажные постройки высотой около 9 м (до свеса кровли), площадь этажа которых составляла более 100 м2. Под влиянием природно-климатических условий сформировалась трехчастная планировка дома, состоявшего из теплой части (избы), сеней и холодной части (клети), ставившихся на подклет для сохранения тепла. Однако дома бояр, зажиточных горожан имели и более сложные объемные решения. При этом с одной стороны от сеней устраивались горницы (покои-спальни): внизу — теплые зимние, наверху — летние (терема), а с другой — общие помещения в два-три этажа для всей семьи, а также для приема гостей (повалуши). В подклете располагались подсобные помещения — кухни, кладовые, бани. Горницы, сени и повалуши были разной высоты и имели самостоятельные кровли. На европейском севере России и в наше время можно увидеть крестьянские шестистенные двухэтажные бревенчатые дома, имеющие несколько жилых и подсобных помещений.

Конструкция самцовой крыши Покрытия русских деревянных построек также были рублеными. За многовековую практику народным умельцам удалось выработать остроумную конструкцию безгвоздевой, или так называемой самцовой кровли жилых домов. В бревна фронтонов торцевых стен (самцы) врубались горизонтальные несущие элементы кровли — слеги. Фронтонам придавались различные очертания, в том числе и криволинейные — при возведении бочечных кровель. Квадратные в плане постройки могли иметь кровлю на восемь скатов (с фронтонами на каждую сторону) или в виде пересекающихся бочек (крещатая бочка).

На слеги укладывались своеобразные стропила — срубленные с корнем (комлем вниз) тонкие ели, так называемые курицы. На нижние, загнутые концы куриц укладывались выдолбленные бревна (потоки), в паз которых заводились нижние концы тесин кровли. Потоки собирали воду с кровли и по консольным выносам отводили ее как можно дальше от нижних венцов здания. Наверху стыки тесин покрывались выдолбленным с нижней стороны бревном (охлупень), крепившимся к коньковой слеге деревянными стержнями (бабайками). Декоративным завершением комлевого конца охлупня являлось скульптурное изображение головы лошади или птицы. Тесины укладывались вразбежку и прокладывались берестой, чтобы не допустить протечек кровли. Чердачные перекрытия для утепления засыпались землей.

Вологодские хоромы (1684 год) Одним из важнейших принципов русского деревянного зодчества было единение двух начал — художественного и функционального. Например, для кровель использовался тес, настилавшийся внахлест, или лемех — короткие дощечки. Концы тесин вырезались, а концы лемеха чаще всего были "городчатыми" — в виде ступенчатых прямоугольных уступов. Узорный свес быстрее высыхал и давал ажурную тень. Еще одним примером может служить тип кровли куб (кубоватая кровля) — шатер с криволинейными очертаниями, напоминающими профиль бочки. Кубоватые кровли считались не только более красивыми, чем скатные, но и более надежными, так как хорошо выдерживали ветровые нагрузки.

Главная особенность русской деревянной архитектуры — неповторимость каждого здания при повторяемости его элементов, что достигалось за счет весьма ограниченного набора декоративных приемов. Важнейшую роль играла художественная резьба, которой украшали в основном фронтоны домов, наличники и ставни окон, нижние плоскости балконов, крыльца. При этом создавался особый художественный эффект — контраст мелких резных деталей на фоне мощной бревенчатой стены. Некоторые исследователи полагают, что в деревянных узорах использовались руны — древнеславянские языческие знаки.

В начале XX века в отечественной архитектуре под влиянием патриотических настроений возник так называемый неорусский стиль. Архитекторы обратились прежде всего к русскому деревянному зодчеству. Проектированием и возведением бревенчатых домов занимались такие выдающиеся художественные деятели, как В. М. Васнецов, С. И. Вашков, В. Д. Поленов, И. П. Ропет и другие. Не меняя образной сущности древнерусских строений, архитекторам того времени удалось создать здания, отличающиеся высокой художественной выразительностью и национальной самобытностью. К сожалению, до настоящего времени сохранилось лишь несколько таких домов, в том числе дом-музей В. М. Васнецова в Москве.

Традиции и современные технологии

В наши дни деревянное строительство имеет много приверженцев, спрос на бревенчатые и брусовые дома неуклонно растет. Это неудивительно, учитывая стремление современных людей жить в экологически чистых домах. Общеизвестно, что бревенчатые стены способны "дышать". Благодаря воздухообмену, происходящему внутри древесины на клеточном уровне, в деревянных домах углекислый газ не скапливается, а уровень влажности поддерживается на оптимальном уровне. Дерево обладает высокой морозоустойчивостью, что особенно важно в российских климатических условиях. Можно смело утверждать, что древесина — перспективный строительный материал, к тому же ее воспроизводство осуществляется самой природой. При бережном использовании лесные строительные ресурсы практически неисчерпаемы. Не стоит забывать, что при производстве лесоматериалов (в отличие от других строительных материалов) требуется значительно меньше электроэнергии. Современные технологии позволяют максимально использовать уникальные качества древесины, снизив до минимума негативное влияние некоторых ее специфических свойств. Интерьер брусового дома (фирма 'Вишера')Брусовый двухэтажный дом с балконом и эркером (фирма 'Вишера')

При возведении домов с помощью древнерусских приемов рубки заготавливаются деревья, имеющие прямой ствол со сбегом (уменьшением диаметра ствола) не более 1 см на 1 м длины. По возможности выбирают бревна одного диаметра. Иногда дерево, помимо окорки (снятия коры до белой твердой поверхности древесины), подвергается незначительной обработке. Так, торговый дом "КОН" использует для возведения стен лафет — двухкантовый брус, изготовленный особым образом, однако и здесь сбег ствола сохраняется. Дома из таких материалов рубятся вручную, хотя и на заводских территориях. При этом здание обретает неповторимый архитектурный облик, характерный для строений допетровской эпохи. Дома украшаются элементами декора древнерусских теремов — резными наличниками, карнизами, бочкообразными столбами и др. Рубка таких построек производится по индивидуальным проектам и только высококвалифицированными специалистами.

В последние годы широко распространено строительство домов из оцилиндрованного бревна, обработанного в промышленных условиях. Эта технология предусматривает принудительную сушку дерева в специальных сушильных камерах и так называемую оцилиндровку, после которой бревно принимает стандартный диаметр по всей длине. Продольные пазы и замковые соединения выбираются станочным способом. Возведение домов на строительной площадке сводится к сборке изготовленных на предприятии элементов.

Дом из оцилиндрованного бревна с мансардой и крытой галереей (фирма 'ВИСУ ТАЛО') Фирма "ВИСУ ТАЛО" (в переводе с финского — "мудрый дом") освоила на территории России производство и сборку домов по финской технологии из сушеного оцилиндрованного бревна. Сначала разрабатывается индивидуальный архитектурный проект в традиционно русском или европейском стиле. Технологическая линия с прецизионной точностью производит полностью готовый к сборке комплект элементов дома. Как правило, здания строятся "под ключ" — с отделкой современными материалами и прокладкой инженерных сетей. В итоге заказчик получает комфортный "городской" дом для постоянного проживания.

Дизайн-студия "Европа" использует для строительства бревенчатых домов кедр, древесина которого обладает удивительными целебными свойствами, оказывает лечебное воздействие при астматических и аллергических заболеваниях, отличается высокой прочностью и стойкостью к загниванию. Изготовленные из этой ценнейшей породы дерева оцилиндрованные бревна имеют диаметр 320 мм, что позволяет возводить стены домов в соответствии с современными теплотехническими нормами. Пожаростойкость бревенчатых домов повышается за счет того, что все стены, связанные с потенциальными источниками пожара (каминами, печами, кухонными плитами и др.), сведены в единый блок и выполнены из кирпича. Особое внимание уделяется проектированию. Студией собраны ценнейшие материалы, касающиеся русского деревянного зодчества, что позволяет создавать здания с неповторимым архитектурным обликом. С помощью современных технологий проектируются и возводятся дома со сложными объемно- планировочными решениями. Например, многие постройки имеют два этажа и эксплуатируемый чердак, при этом полезная площадь составляет 380 м2, площадь балконов и террас достигает 100 м2. Специалисты дизайн-студии "Европа" добились практически полной нейтрализации негативного влияния усадки древесины, применяя специальный элемент — так называемый ложный венец. По желанию заказчика стены особым образом тонируют, искусственно "состаривая" их. Для оформления внутреннего убранства используются авторские работы дизайнеров студии.

Большое количество производителей возводят дома и из бруса. На фирме "Вишера" за счет применения новой технологии значительно сокращен весь технологический процесс (от проектирования до монтажа); цеховая сборка и доработка на месте стали не нужны; усадка дома не превышает 0,7%, причем она равномерна, так что отделочные работы можно вести практически сразу же после устройства крыши и закрытия теплового контура. Брусовые дома, построенные по этой технологии, по качеству не уступают финским аналогам. "Вишера" работает на российском рынке более пяти лет. Этого времени оказалось достаточно, чтобы фирма стала одним из лидеров в производстве и строительстве брусовых домов высокого качества.

Фирма закупает еловый или сосновый брус из экологически чистых районов России. Требования предъявляются высокие: брус должен быть ровным, с минимальным количеством сучков и, по возможности, совсем без трещин. Его поперечные размеры 140x172 мм. Полученный брус сушится, достигая оптимального уровня влажности 14—16%. Далее производится профилирование. Во-первых, создаются дополнительные жесткие грани, не позволяющие брусу при высушивании скручиваться и терять форму. Во- вторых, в каждом брусе делается горизонтальный внутренний пропил. Он переносит напряжение, возникающее при высушивании, во внутреннюю часть бруса, поэтому последний снаружи остается гладким и не покрывается трещинами. При сборке за счет пропилов образуются внутренние воздушные карманы (пустоты). Поскольку воздух является отличным утеплителем, то стены из профилированного таким образом бруса сохраняют тепло в 1,6 раза лучше (результат специального тестирования), чем стены из обыкновенного гладкого бруса такой же толщины.

Изготовление бруса — начальный этап технологии фирмы "Вишера". В дальнейшем дома любой формы проектируются в виртуальном пространстве компьютером; в итоге он выдает спецификацию брусовых деталей, из которых состоит виртуальный дом. Спецификация вводится непосредственно в управляющий компьютер производственной линии. В результате получается комплект деталей для вполне реального дома, сделанный настолько точно, что не требуется предварительной цеховой сборки и подгонки. Монтаж дома производится непосредственно на строительной площадке, бригада из восьми человек за день собирает 10—12м2.

Дом с мансардой, построенный из клееного бруса компанией НЛК Другим примером использования современных технологий в деревянном строительстве может служить продукция компании НЛК, предлагающей дома из клееного бруса. Непревзойденные свойства этого материала позволяют возводить здания, спроектированные в различных архитектурных стилях. Проектные подразделения компании способны выполнить все пожелания заказчика. Ее специалистами были разработаны конструктивные приемы, позволяющие возводить дома в древнерусском стиле. Номенклатура элементов включает брус с выпуклыми боковыми поверхностями, что придает брусовым стенам сходство с бревенчатыми. Кроме того, можно заказать дом, отдельные части которого будут иметь различные по форме покрытия — от двухскатной кровли до крещатой бочки и шатра. С помощью специального оборудования изготавливаются резные деревянные элементы. Неповторимый облик дому придают различные по конструкции и рисунку крыльцо, балконы и веранды.

Дома из клееного бруса благодаря высокому качеству обработки материала, как правило, не нуждаются во внутренней отделке, что позволяет создавать интерьеры, стилизованные под русскую старину. Разумеется, буквальное цитирование облика древнерусских деревянных построек было бы неуместным и нелогичным. Речь идет о воссоздании образа традиционной русской архитектуры с присущей ей праздничностью и нарядностью, а также гармоничным сочетанием с ландшафтом.

Редакция выражает благодарность дизайн-студии "Европа" и компании НЛК за предоставленные материалы и помощь в написании статьи.